Бывает, "звезды", особенно на эстраде, вспыхивают
мгновенно, ярко, а пройдет год - и следа не отыщешь
от былой знаменитости. Другие идут к успеху трудно,
медленно, с боем завоевывая публику. Вокальное трио
"Меридиан" восемь лет работает в неизменном составе.
Восемь лет одержимого труда, поисков, экспериментов,
правомочность и плодотворность которых необходимо было
доказывать не только другим - в первую очередь себе.
Сейчас у Надежды Лукашевич, Владимира Ситанова и Николая
Сметанина есть своя многочисленная аудитория. Это люди,
требующие от искусства не столько развлечения , сколько
размышления и художественной подлинности. И то, что
ансамбль, принципиально не поющий шлягеры, стал по-настоящему
популярен, весьма показательно. Значит, насущно необходимы
эти песни, в которых равноправно соединились поэзия
и музыка. Значит, артисты нашли свой язык, стиль, образ
- все то, без чего невозможен доверительный разговор
с залом. Сами они определяют свои художественные принципы
коротко и четко: духовность, доброта, человечность.
В этом - эстетическая, человеческая и, если хотите,
гражданская позиция. Это - главное. Остальное - следствие:
виртуозные полифонические аранжировки, которые делает
руководитель "Меридиана" Николай Сметанин; незаурядные
вокальные данные Надежды Лукашевич; стремительная соло-гитара
Владимира Ситанова… И, конечно, безупречный ансамбль.
Часто приходится слышать, что две простые, акустические
гитары и голоса "Меридиана" звучат, как целый оркестр!
И все направлено на основное - выявление глубинной сути
музыки и стихов. Каждая песня решается как маленький
спектакль - со своей завязкой, кульминацией, финалом.
Ведь в основе программ - поэзия Пушкина, Шекспира, пастернака,
Вознесенского… Репертуар "Меридиана" чрезвычайно обширен.
Это и классика - Бах, Глинка, Чайковский, Вильбоа, и
фольклор, и песни на многих европейских языках, и главное,
произведения известных советских композиторов Александры
Пахмутовой, Алексея Рыбникова, Александра Флярковского
и Эдуарда Колмановского. Уже три года артисты монопольно
исполняют все новые песни одного из самых самобытных
наших музыкантов - Микаэла Таривердиева. Выступают в
его авторских концертах, записывают музыку к художественным
фильмам, на радио и телевидении. Ныне у "Меридиана"
- все внешние признаки успеха. Приглашения на лучшие
сценические площадки Москвы и Ленинграда, других крупнейших
городов. Участие в самых престижных и пользующихся зрительским
вниманием теле- радиопрограммах. Уважительные, а то
и восторженные отзывы прессы. На Пятый Всесоюзный конкурс
исполнителей советской песни - наиболее, пожалуй, сильный
по составу участников за последние годы - "Меридиан"
приехал подающим надежды коллективом. Вернулся - лауреатом
первой премии. Фирма "Мелодия" выпустила альбом ансамбля.
Он мгновенно исчез с прилавков магазинов. Каждый концерт,
каждая встреча со зрителями - трудное испытание. На
карте поездок "Меридиана" - Финляндия, Польша, Франция,
Вьетнам. Волновались: казалось, терялся важнейший для
них компонент - слова, поэзия. Как преодолеть языковой
барьер? Как пробиться к сердцам людей с болью своей
и радостью, с мыслями, которые выношены и выстраданы
в работе над любой из песен? Помогли точность сценического,
музыкального образа и, конечно, человеческая , художническая
убежденность. Об этом писали и говорили, неизменно поражаясь
творческой уникальности, непохожести, принципиальной
неподражательности маленького коллектива из Советского
Союза. "Ни на что не похоже", - порой возмущаются противники
"Меридиана" (а они, как и у любого нового явления, есть).
"Ни на что не похоже", - радуются сторонники, которых
становится все больше и больше. Поиски самобытности,
причем опирающейся на коренные традиции русского музыкального
искусства, советской песни, проблема проблем нашей эстрады.
"Меридиан" стремится к ограничному синтезу этих традиций
и нового музыкального, исполнительского языка. Пожалуй,
само существование подобного коллектива становится ныне
веским аргументом в бурных дискуссиях о современной
песне, о путях ее развития. Аргументом в пользу высокой
содержательности и хорошего вкуса на эстраде. Добившись
успеха, так легко остановиться, законсервироваться!
"Меридиан" не боится искать, идти на рискованные эксперименты.
По-новому осмыслить песню, ставшую советской классикой
и известную во множестве прекрасных исполнений. Или
- обратиться к русскому романсу. Сочетать традиции классического,
народного многоголосия с интонациями джаза и рок-музыки.
Ввести в решение песни или целого цикла пластику, острый
мизансценический рисунок… А недавно участники трио дебютировали
как киноактеры, причем в фильме отнюдь не музыкальном.
Надежда Лукашевич исполнила одну из главных ролей в
картине "Торпедоносцы", поставленной на "Ленфильме"
по мотивам военных рассказов Юрия Германа. Ее партнеры
по ансамблю сыграли летчиков Северного флота. Съемки
в правдивом фильме о войне стали прекрасной актерской
школой, помогли лучше осознать себя, в том числе и музыке,
песне. Один из критиков написал, рецензируя новую программу
ансамбля: "Когда выступает "Меридиан", на сцене всегда
- личности! Видимо, это главная причина того, что музыкальный
коллектив из города Иванова обрел свой голос, "лица
необщее выражение", что он вошел в число признанных
молодых лидеров нашей эстрады.
Анатолий Яковлев Культура и жизнь 6/1984