У летчиков Северного флота была жизнь для
военных условий необычная: аэродром не менял места,
поселок за его спиной обживался женами и детьми, обрастал
кое-как устроенным бытом - в комнатах, разделенных фанерой
и ситцевыми занавесками. Они ходили друг к другу в гости,
праздновали дни рождения и пели под гитару шутейные
песенки на улицах поселка. У каждого, кроме военной,
была еще как бы и мирная жизнь - между боевыми вылетами.
Тыл и фронт сошлись в одной точке. Картина сценариста
Светланы Кармалиты и режиссера Семена Арановича "Торпедоносцы"
(студия "Ленфильм") - о том, как все человеческое продолжает
жизнь во время войны, потому что и на войне не уничтожаются
любовь, смех, ревность, дружба. Но каждое утро наступал
час, когда экипажи получали боевое задание и летели
атаковать вражеские корабли. Под фюзеляжем крепили торпеду
- всего одну, - и самолеты устремлялись в атаку. Жены
выбегали на гул самолетов и смотрели на них, надеясь,
что "сегодня без наших обойдутся". Они узнавали самолеты
с земли, а что станется через час с мужем, с выгороженным
за фанерой хлипким подобием уюта - об этом никто знать
не мог. Утром ушел в атаку самолет Плотникова и Веселаго,
а вечером в одном доме оказалось две вдовы - Настя и
Шура. В самом начале, после первого же боевого эпизода,
картина открывает ту бездну, которая проходит на войне
между утром и вечером, показывает мнимую беззаботность
вечеринок, дружеских шуток и перебранок. Но все они
- и Плотников, и Саша Белобров, и Настя молоды, и свыше
их сил было отрешиться от всего, что можно было бы назвать
"легковесным сором жизни". Война не упростила их чувства,
наоборот: запутаны, несчастливы и неразрешимы отношения
Саши Белоброва со своей бывшей невестой Настей, которая
стала вдовой Плотникова. Наверное, уже могла они знать
строчки Симонова: "Жди меня…" - жди, пока вернется Саша
из госпиталя, - и все же переступила заповедь. Но не
стала преступницей, потому что и на войне судьбы любви
неисповедимы. Не уклюжий бортстрелок Черепец ухаживает
за Марусей из столовой, взяв в наставники механика,
"знатока любовных дел" Артюхова, и несть числа шуткам
на эту тему… Концертная бригада лилипутов собирает эскадрилью
в тесном зале клуба. Все живут так, как будто можно
планировать на годы вперед, как будто не будет завтра
нового приказа и атаки. Но ведь в том-то и дело, что
они живут - пока живут, пока самолет не развалился в
небе и не летит к морю, полыхая, медленно кружась, винты,
крылья, фюзеляж… В "Торпедоносцах" всего две торпедные
атаки, время между которыми - то ли несколько недель,
то ли несколько месяцев - тянется долго и вмещает в
себя так много обычного, бытового, мирного, что как
бы притупляется зрительское предчувствие опасности.
Вот вся компания на пристани, у корабля, который должен
увезти в тыл Шуру с ребенком, и Марусю, и лилипутов.
Он кажется крепким пристанищем, воплощенной надеждой
на то, что они, уплывающие, спасены. Но и они гибнут.
Потом Саша Белобров, отыскав в море врага, атакует его,
потому что свыше человеческих сил видеть на волнах яркие
бочки с корабля - знак смерти. И погибает сам. Так фильм,
в котором мало выстрелов, много любви и смеха, приводит
к трагическому концу почти всех своих героев. Нет у
Юрия Германа повести или рассказа с названием "Торпедоносцы".
"Фрагменты из военной прозы", обозначенные в титрах
фильма, - это дневники и записные книжки, которые вел
писатель на Северном фронте. Светлана Кармалита соединила
их в единый сюжет, совместила людей и события, раскиданные
в дневниках, и они срослись. Дело ведь не в том, чтобы
перенять у писателя сюжет, а в том, чтобы - будь то
"мотивы" или "фрагменты" - сохранился особый мир, свое
ощущение человека на войне, смешение трагического и
юмористического, бытового и философского, мысли, настроение
и интонация именно этого писателя. Фильм сумел вместить
в себя множество судеб. Сколько в нем главных героев?
Пять, шесть? По-моему - все. И за каждым из них чувствуется
свое прошлое, собственный ход жизни, который в один
момент - с войной - должен был измениться и протянуть
между людьми ранее незнакомыми новые, быть может, самые
крепкие связи. Жизнеподобие - слишком приблизительное
слово для "Торпедоносцев". Здесь, как в фильме "Двадцать
дней без войны" Ю. Германа, стремление к подлинности
военного быта на экране сродни кропотливой реконструкции
и притом не стало самоцелью. Всякое время можно узнать
"в лицо" и по голосу: "отрез на пальто" - драгоценный
подарок Черепца Марусе перед отплытием, щеголеватое
шелковое кашне Белоброва, мебель, еле держащаяся, и
кокетливый беретик, и монолог Тани - Марии Бабановой
из репродуктора. Без этого нельзя обойтись, если хочешь
рассказать о том, как действительно все было. Обман
начинается не там, где произносят фальшивые слова, а
там, где время гримирует, прихорашивая его черты. Реальность,
которую строит в своем фильме С. Аранович, настолько
узнаваема и строга своим обликом, что без "рубцов" срастается
с хроникой, которую использует режиссер в эпизодах атак.
Он как бы "латает" художественную ткань документальной
и виртуозным монтажом, стремительным темпом атаки передает
отчаянность и "упоение в бою"… В рассказе Уильяма Фолкнера
"Полный поворот кругом", действие которого происходит
в первую мировую войну, есть эпизод, в котором атакует
катер-торпедоносец. Между литературным описанием Фолкнера
и кинематографическим Арановича много общего. Стремительное,
неукротимое приближение железной стены - борта корабля,
крутой вираж, промах, новый заход, грохот орудий… Иной,
наверное, трудно увидеть атаку, будь то с воздуха или
с моря. Несоразмерность торпедоносца с огромным кораблем,
противоестественность гибельного соревнования человека
и железа поражает чувства того, кто берется описать
атаку торпедоносцев. История бросает их в войны - молодых,
сильных влюбленных мужчин. Они скреплены отчаянием и
болью из-за того, что свершается эта чудовищная нелепость
- гибель жен, друзей, детей. Они платят по самому крупному
счету - своей жизнью. Стремительность и жестокость торпедной
атаки разрушает мысль о том, что есть две жизни на войне
- боевая и "мирная": что человек может приспособиться
к ней, обстраиваясь, шутя и любя. Не закрыться, не уйти.
Война находит и стреляет - в лоб или в спину. Веселье
за дружеским столом это антракт или - точка.Иначе и
не бывает на войне. Играя людей сороковых годов, все
актеры фильма - Р. Назапетов, В. Глаголева, Н. Лукашевич,
С. Садальский, А. Болтнев, В. Шиловский, Т. Кравченко,
А. Жарков - не тщатся придумать разницу между нами и
- ими, тогдашними. Они играют свой возраст, свои чувства,
подчеркивая, скорее, одинаковость, чем разницу. Фильм
Светланы Кармелиты и Семена Арановича, один из самых
строгих и горьких фильмов о войне, очень труден для
описания, почти неуловим, хотя, на первый взгляд, прост.
Все определения для него слишком жестки. Наверное, потому,
что он рассчитан прежде всего на душевное соучастие.
И в этом его главное достоинство.